Опытно-экспериментальная деятельность

Проект "Занимательная наука"

Проект: групповой, краткосрочный

Тип проекта: поисково-исследовательский

Актуальность:

Ребенок – дошкольник очень любопытен. Его поведению свойственна живая непосредственная реакция на всё новое. Современные дети получают большой поток информации в виде телепередач, компьютерных программ, книг, энциклопедий, пособий и пр. Взрослым необходимо помочь ребенку сориентироваться в потоке этой информации, систематизировать и упорядочить ее. При этом важно не заглушить природную тягу к познанию, а расширить познавательную сферу ребенка. Также важно помочь ребенку строить целостную картину мира, собирать разрозненные “картинки” в целое полотно адекватного восприятия мира. В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально - практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.

Цель: Расширить знания детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность, формировать знания о науке.

Задачи проекта:

- Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;

- Пополнить и обогатить в группе развивающую предметно-пространственную среду для организации работы дошкольников по экспериментальной и исследовательской деятельности.

- Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;

-Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);

- Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода, растения и т. д.).

- Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;

- Создание условий для проявления исследовательской активности старших дошкольников в самостоятельном и коллективном экспериментировании.

Этапы реализации проекта

  1. Подбор методической литературы, интернет-ресурсов.
  2. Разработка перспективного плана работы с детьми.
  3. Разработка конспектов занятий с детьми по опытно- экспериментальной деятельности.
  4. Организация развивающей среды в группе - оформление уголка по экспериментированию.
  5. Вовлечение родителей в проведение опытно-экспериментальной деятельности.
  6. Опытно-экспериментальная  деятельность с детьми по разным областям наук.

Предполагаемые результаты:

Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

 ХИМИЯ

Наука о веществах, их составе и строении, их свойствах, зависящих от состава и строения, их превращениях, ведущих к изменению состава — химических реакциях, а также о законах и закономерностях, которым эти превращения подчиняются

 «Свойства воды»

Цель: совершенствовать знания детей о воде и её свойствах, закрепить представление детей о свойствах воды (бесцветная, не имеет запаха, без вкуса), познакомить со словом фильтр, фильтрация.

 «Вулканы»

Цель: дать дошкольникам элементарные представления о природном явлении — вулкан, наглядно показать взаимодействие щелочи с кислотой (соды с лимонной кислотой)

ФИЗИКА

Физика - это наука, которая изучает силы, энергию и причины по которым образовалась наша Вселенная и все то, что есть в ней. Прикладная физика использует открытия физики в медицине, инженерии и других областях.

«Магнит. Как достать скрепку?»

Цель: познакомить с магнитом, дать понятие притяжения, магнитного поля.

биоЛОГИЯ

Биология - наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

«Свойства песка и глины»

Цель: расширять знания детей о свойствах песка и глины; расширять знания детей о применении песка и глины.

 «Посадка растений»

Цель: расширять экологические знания детей, знакомить со способами посадки растений (почва и сфагнум), учить наблюдать за ростом растений в различных условиях (свет, тень, полив и его отсутствие) закреплять способы ухода за комнатными растениями.

                       Взаимодействие с родителями

Литература

  1. Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия в детском саду»
  2. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!»
  3. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  4. Рыжова НА. «Опыты с песком и глиной» Обруч,— № 2.